Главная Helicon Focus: радости расширенной глубины резкости

Helicon Focus: радости расширенной глубины резкости 08.08.2012

ИНЬ И ЯНЬ

Как известно опытным фотографам, чем меньше диафрагма объектива, тем больше глубина резкости. К сожалению, “что маленькая диафрагма дает, то дифракция забирает”: Чем больше мы прикрываем линзу, тем больше дифракций ухудшают изображение.


Это взаимодействие между дифракцией и глубиной резкости - постоянная игра инь и янь в фотографии. В сочетании с другими аберрациями объектива, это ведет к типичной "золотой середине" оптимальной работы для каждого объектива. Каждое стекло отличается в этом отношении, но общее правило заключается в том, что "золотая середина" находится примерно на F/5.6 для 35 мм объективах, около F/8 у среднего формата и около F/11 для 4x5-дюймовых стекол. Пожалуйста, примите это правило с большим недоверием, так как оптимальный диапазон для лучшей производительности уникален для каждого отдельного объектива. Настоящие APO-симметричные линзы часто лучше всего работают на полностью открытой диафрагме.

Есть много типов изображений, на которых глубина резкости, обеспеченная объективом является неприемлимой. Более того, есть много типов изображений, где глубина резкости, обеспеченная линзой при любой диафрагме, независимо от дифракций, является недостаточной.

Рекламные фотографы, предметные фотографы, архитектурные фотографы, пейзажные фотографы и многие другие традиционно решают эту проблему, используя передвижения камеры в павильонном фотоаппарате по принципу Шаймпфлюга [геометрическое правило, согласно которому плоскость, в которой находится резкое изображение плоского объекта, неперпендикулярного оптической оси съемочного объектива, пересекается с плоскостью, в которой располагается объект съемки в точке, через которую проходит апертурная плоскость объектива - прим. ред.]. Красота павильонной камеры заключается в полной возможности контроля изображения. Фотограф контролирует какая область фото получается в фокусе, и в равной степени (или даже больше) какие области из фокуса исключаются и насколько сильно. Можно также управлять перспективой и искажениями. Универсальность этой камеры действительно поразительна.

ОГРАНИЧЕНИЯ

К сожалению, даже павильонная камера имеет ограничения. Бывают случаи, когда даже радикальные повороты камеры не спасают проблему глубины резкости. В эру до появления цифровой фотографии, все, что можно было сделать, чтобы избежать такой ситуации, это снять фото ниже среднего, или очень аккуратно скомпоновать фото из нескольких изображений.

Именно эта последняя идея дала одним умным инженерам испульс для создания программного обеспечения, которое могло бы решить вопрос глубины резкости в цифровой фотографии.

ADOBE И HELICON FOCUS ПРИХОДЯТ НА ПОМОЩЬ?

Я был заинтригован этой концепцией несколько лет назад, когда наткнулся на небольшую компанию, которая занималась продуктом под названием Helicon Focus (www.heliconsoft.com), которая обещала экстремальную глубину резкости через композитный ряд изображений с фокусировкой на разных областях сцены. Но, заинтересовавшись, я обнаружил этот софт в весьма зачаточном состоянии, с необходимостью тратить огромное количество времени на ретушиь артефактов в финальной картинке. В конце концов я сдался и решил, что оно того не стоит.

Когда был выпущен CS4, Adobe объявили с большой помпой, что одной из новых фишек в Photoshop CS4 - это возможность из нескольких одинаковых фотографий с фокусом на разных областях, делать одно изображение польностью в фокусе. Механизм состоял в том, что каждое изображение накладывалось отдельным слоем на один документ, а затем автоматический инструмент смешивания на новом слое собирал картинку воедино из резких областей, расширяя глубину резкости.

Как только я услышал об этом, я был очень заинтригован. Я пробовал этот инструмент несколько раз и, честно говоря, был разочарован. Если для некоторых фотографий инструмент более-менее нормально работал, в большинстве случаев я находил на картинке области, где инструмент полностью промахивался: артефакты и прочие радости, нуждающиеся в сложной ретуши были там в огромных количествах. Продукция Adobe зачастую прекрасно работает, и я считаю, что они могли бы и должны были поработать над этой проблемой значительно лучше.

Ситуация несколько изменилась, когда пару месяцев назад мне позвонил друг с вопросом не пробовал ли я новую версию Helicon Focus. Я срочно скачал программу и связался с компанией, чтобы узнать как лучше всего использовать их софт. Сразу признаюсь, что нынешняя версия претерпела значительные усовершенствования по сравнению с предыдущей, и это совершенно другой класс по сравнению со смешиванием слоев в Photoshop.

Тогда мне сказали, что в процессе разработки находится 64-битная версия программы, так что я решил подождать, прежде чем писать эту статью, пока у меня не появится шанса ее опробовать; тем более, я только что заказал вресию цифрового задника PhaseOne P65+, а файлы P65+ были достаточно велики, чтобы программа повисла от сборки из 4 и более фотографий.

Теперь, когда 64-битная версия поступила в продажу, могу сказать, что по крайне мере в работе с Canon 1Ds MKIII, файлами P45+ и P65+ программа Helicon Focus - это абсолютный успех.


КЛАССИКА И НЕВОЗМОЖНОЕ

Во-первых, я хотел бы отметить, что все изображения в этом и следующих разделах - это, без сомнения, винальные изображения. Это либо оригинальные RAW-файлы, конвертированные в TIFF или композиты из оригинальных RAW-файлов, конвертированные в TIFF без каких-либо исправлений. Ни повышения резкости, ни контраста, ни цветовой коррекций, ни повышения насыщенности, ничего. Я хочу, чтобы читатель строго сфокусировался (каламбур!) на расширенной глубине резкости.

Я также хочу, чтобы читатель обратил внимание, что эти изображения не претендуют на звание "произведений искусства", но являются наглядными примерами для целей данной статьи. Мои “фотоотходы” гораздо лучше этих изображений!

Изображение ниже - это классический пример расширенной глубины резкости в пейзаже.

Helicon Focus extended depth of field



Глубина резкости распространяется и на ближайший камень и на скалу на заднем плане. С павильонной камерой это был бы классический пример наклона вперед и/или назад, чтобы поместить всю сцену в фокус с правильной перспективой. Используя цифровой задник на павильонной камере, пришлось бы производить коррекцию зеленого/пурпурного цвета после съемки, потому что при наклоне камеры меняется угол попадания света на сенсор. Это приводит к тому, что одна часть изображения получается пурпурной, а другая зеленой. При съемке с просвечивающим листом, точно так же поворачивая камеру, программа CaptureOne довольно легко позволяет исправить эту проблему.

Тем не менее, я снимал эту сцену камерой Alpa TC, с цифровый задником PhaseOne P45+ и без поворотов камеры. Вместо них я устанавливал для объектива его "золотое" значение диафрагмы. После, я фокусировался по очереди на заднем плане, затем на треть ближе, еще раз и пока не дошел до переднего плана. Я импортировал изображения в Helicon Focus и нажал на кнопку "Воспроизведение" (“Render”). Меньше чем за 60 секунд я получил финальное изображение, которое Вы сейчас видите, абсолютно без ретуши.

Следующее изображение

Helicon Focus extended depth of field



это то, что я называю "невозможным" для павильонной камеры. Проблема в том, что снять сцену полностью в фокусе с такой камерой реально, но отражение объектов заднего плана в воде будет ужасно мыльным и размытым, даже если диафрагму максимально закрыть. С другой стороны, это элементарное дело для Helicon Focus. Я сделал 6 симков серийной съемкой, фокусируясь сначала на переднем плане и продвигаясь к бесконечности. Опять-таки, меньше чем за 60 секунд я получил идеально восхитительную картинку с моего задника P45+. Без суеты, без ретуши!

ДВА БОЛЕЕ ТРУДНЫХ ИСПЫТАНИЯ

Изображение ананаса и вазона было вызовом, который действительно покажет чего стоит программа. Я установил Canon 1Ds MKIII с объективом 70-200 F/2.8 на штатив примерно в 4 футах от фрукта. Вазон был примерно в 30 футах от камеры. Я выбрал ковер с большим количеством текстур и линий на предмет появления каких-либо проблемных артефактов. Я поставил максимальную диафрагму и сделал 16 снимков.

Ниже Вы можете увидеть первый снимок, последний снимок и финальную композицию без ретуши.

Canon first shot Canon last shot Canon final composite



Helicon Focus хорошо поработал над этим изображением. Здесь можно найти только крошечную область, где все немного нерезко. Этот кусочек можно заметить только на высоком разрешении и я думаю, что это связано с ошибкой пользователя. Mea Culpa [Моя вина, лат. - прим. ред.].

Что я понял, получив данное изображение: области фокуса должны перекрывать друг друга, чтобы в итоге вышло действительно хорошее изображение. Поставив максимально возможную диафрагму, тем самым уменьшим глубину резкости, я пропустил перекрытие в одной из областей (никаких отличий в данном аспекте от склеивания панорамы нет; так же как и там, все области должны немного перекрывать друг друга для получения хорошей композиции в итоге).


Мой последний тест с использованием камеры PhaseOne, цифрового задника P65+ и зум-объектива 75-150 мм на диафрагме F/5.6. Это сборка из 6 изображений, снятых серийной съемкой. Снова, я демонстрирую первый снимок с фокусом на переднем плане, последний снимок с фокусом на заднем плане и финальную картинку. Я также демонстрирую разлчиные области в масштабе 100%, чтобы Вы могли оценить качество склеивания.

First shot Last Shot Final composite

Background


Задний план, 100%

Center

Средний план, 100%

Foreground

Передний план, 100%



Используя снимки с задника P65+ склеивание заняло немного больше времени. Изображение было готово меньше, чем через 2 минуты.

ДРУГИЕ ФУНКЦИИ

Хотелось бы добавить, что Helicon Focus можно также использовать для создания панорам, комбинируя несколько отдельных снимков. Я не тестировал программу для этой цели.

Также хотелось бы добавить, что инструменты ретуширования в Helicon Focus достаточно интересны. Мой любимый инструмент позволяет копировать область из определенного снимка на финальную фотографию.

Ниже можно увидеть скриншот этого инструмента.

Helicon retouch



Обратите внимание, что два изображения отображаются на экране одновременно. Вы можете выбрать нужное фото, кисть необходимого размера и "пересадить" информацию с оригинала фото на сборную композицию. Я нахожу это необычайно полезным в ситуациях, когда фотограф снимает движущийся или меняющийся объект.

На левой стороне находится источник. Вы можете увидеть Ваше изображение в списке справа. Обратите внимание на красный кружок на обеих фотографиях - это кисть. Когда Вы будете "рисовать" кистью, кружок станет зеленого цвета. При нажатии cntrl/command, кружок становится красным и с крестиком в центре, как показано здесь. Зажатие этой клавиши позволит Вам стереть воздействие кисти. Два кружка всегда двигаются одновременно при ретуши, так что визуально достаточно легко увидеть, что происходит.

БОЛЬШЕ ОГРАНИЧЕНИЙ

Итак, является ли Helicon Focus идеальным инструментом для расширения глубины резкости?

Конечно, нет, ни одну программу нельзя так назвать. Как и любой инструмент, вышеописанный софт имеет некоторые очевидные ограничения:

Снимаемый предмет должен быть относительно неподвижен. Если Вы снимаете пейзаж и появляется легкий бриз, движущий пару листиков на дереве, программа хорошо справится со своей задачей без ретуши. Но, все же, если на улице действительно ветрено Вас, вероятно, ожидает полный провал или придется потратить много часов на сложные приемы ретуши.

Кроме того, некоторые объекты могут быть очень проблемными для съемки вообще. К примеру, волны на океане могут стать ночным кошмаром фотографа и/или предметом многочасового умелого ретуширования.

Одним их ключевых вопросов для любого инструмента у меня всегда является этот: портит ли инструмент качество оригинального изображения? Я вижу очень незначительную потерю резкости, но она так мала, что единичного повышения резкости, на мой взгляд, будет достаточно для качественной печати.


РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НАСТРОЙКИ

Я должен упомянуть, что базовые настройки, которые я использовал для всех изображений в этой статье такие: Метод смешивания В (Blending Method B), Радиус (Radius) 3, Сглаживания (Smoothing) 1 и 3 Ланцоша (Lanczos) для интерполяции (interpolation method). Эти настройки мне посоветовал Джо Холмс (Joe Holmes), советник компании по усовершенствованию продукта. Эти настройки - отличная отправная точка, но подходящие настройки для каждого изображения могут отличаться.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Helicon Focus это потрясающий инструмент, и поэтому я определенно включаю его в мой арсенал. Он позволяет мне получить расширенную глубину резкости, используя ту камеру, которую я захочу, как например Alpa TC, PhaseOne или Canon.

И нет причины, по которой эту программу нельзя использовать с павильонной камерой, в комбинации с возможностями поворота павильонной камеры для получения изображений, которые были бы невозможными или невероятными без таких программ.

Таким образом, для меня павильонная камера далеко не мертва. Она все еще дает возможность несравнимого с другими камерами контроля за съемкой, а в сочетании с новейшими цифровыми инструментами - это все еще самый мощный и универсальный инструмент фотографирования неподвижных объектов.

В довершение всего отмечу, что 64-битная версия Helicon Focus позволяет делать снимки, которые я считал невозможными для воплощения в прошлом, а также делать "классические" фото с расшиернной глубиной резкости новым безболезненным способом.

Это инструмент, который я могу с готовностью рекомендовать тем фотографам, которые снимают относительно неподвижные объекты и нуждаются в расширении глубины резкости гораздо больше, чем может обеспечить обычный объектив.

 

И последнее. Если Вам понравилась данная информация, пожалуйста, потратьте секунду, чтобы нажать на кнопку Google "+1" внизу. Это поможет Google понять, что на сайте расположена полезная информация, а не просто очередной спам. Так новые люди смогут нас быстрее найти и прочитать что-то полезное для себя.

По материалам: luminous-landscape.com

Читайте также

Присоединяйтесь к нам в:
×
Удалить коментарий