Под звуки Зимней Мессы

Под звуки Зимней Мессы

28.01.2014 | Автор: Екатерина Никитская | Событие: Winter Mass I
Пока участники фестиваля Winter Mass настраивались, показывали класс на сцене и просто общались, мне удалось побеседовать о творчестве, музыкальном маркетинге и прочих насущных делах с Игорем Сидоренко – лидером групп Stoned Jesus и Krobak, а также массовиком-затейником доброй половины киевских стоунер-гигов.
 
Вопрос к тебе, как к одному из организаторов фестиваля: как появилась идея Зимней Мессы?
 
Все началось очень банально. Мы со Stoned Jesus подумали, что никогда не играли концертов в январе. Зима – мертвый сезон. Осенью потурил, весной потурил, летом фестивали, а зимой кататься холодно. Это доказывает наш опыт за 2012 год, когда у нас был этакий уикенд-тур по Украине, потому что по будням себе могут позволить турить только Океан Эльзы и Бумбокс. Мы вообще подумывали забить на зимние концерты, но потом решили, что было бы неплохо сделать концерт в Киеве, и начали думать с кем из отечественных команд хотели бы играть. Надо сказать, мы ребята капризные, у нас своеобразный вкус, однако набралось достаточно групп, с которыми мы бы с удовольствием разделили сцену. И мы подумали, что из этого надо сделать фестиваль. Так родилась идея Зимней Мессы. 
 
Есть ли в планах в дальнейшем приглашать на Winter Mass группы из ближнего зарубежья, например из России, или это все-таки будет именно украинский фестиваль? 
 
На данный момент Зимняя Месса – именно украинский фестиваль. Я бы даже сказал, патриотический, как бы это пафосно ни звучало. Он задумывался как показатель наличия и сплоченности в Украине сцены, которая относится к таким жанрам, как stoner и psychedelic, а там потихоньку примазываются и doom, и post-rock, и prog-rock и прочие вещи, выходящие за рамки того, что обычно делается у нас. 
Для первого раза группы были отобраны в пределах досягаемости. Мы могли позвать группу BOMG, например, но они сейчас работают над новым материалом и, наверное, чересчур тяжелые для первого фестиваля.
В целом мы насчитали более десятка команд, таким образом, у нас уже готов состав на следующий год, который не будет пересекаться с составом этого года. А ведь за это время появятся новые команды, старые будут прогрессировать, может быть, какие-нибудь древние команды восстанут из пепла. Потому что уже в 2009-2010 году у нас были свои уникальные группы вроде Slow Ride Home, Mozergush. Не стоит забывать и группы, которые есть сейчас, но залегли на дно, например, Kasu Weri тянут с релизом. А Ethereal Riffian в январе наконец-то разродились отличным альбомом с шикарным оформлением и европейской подачей. Думаю, что дефицита участников не будет, главное, чтобы заданный  уровень фестиваля поддерживался. Одно из правил – должно быть интересно. Привлекаются  не просто группы, которые что-то делают и к чему-то относятся, а группы, которые действительно приятно увидеть и послушать.
 
О которых, кстати, не всегда узнаешь из Интернета.
 
Есть такое. Но я бы, честно говоря, поставил это в вину самим группам, потому что на дворе XXI век, Интернет есть у всех, вполне можно запостить о себе какую-то новость, ознакомить потенциальных слушателей с тем, в каком направлении вы будете двигаться, делиться мыслями по поводу грядущего материала, словом, создать какой-то новостной поток о себе. Над этим надо работать, потому что под лежачий камень вода не течет.
 
А что касается иностранных групп на украинской сцене?
 
Существует фестиваль, который нацелен на зарубежные группы, это Robustfest, имею честь быть одним из его соучредителей. Мы осенью привозили приятных ребят The Machine, поляков Belzebong, которые по слухам заключают контракт с  Nuclear Blast, пишут альбом и готовятся в громадный европейский тур, и прочих. Все движение, касающееся андеграундных групп, будет происходить в рамках Робуста или сопряженных с ним фестивалей. В плане привоза иностранных групп также стоит отметить работу букеров, которые держат нос по ветру, таких, как Booking Machine Agency, например, которые в феврале привозят Cult Of Luna. В общем, меняется ситуация, а ведь пару лет назад к нам возили почти исключительно «челкастый корчик», и эта музыка до сих пор популярна. Например, я слышал, что значительное количество билетов на ноябрьский концерт Asking Alexandria уже разобрали по предпродаже.
 
Но ведь и стоунер сейчас набирает популярность.
 
Да, букеры уже начинают это понимать, и стараются выбирать известные, но в то же время недорогие группы. Это у нас стоунер только набирает обороты, а в Америке, например, группа Clutch уже не один год собирает залы на две-три тысячи зрителей. Конечно, если им предложить несерьезные условия вроде «сколько насобираем на входе – все ваше», они не согласятся. 
 
Насколько я понимаю, ты со Stoned Jesus сейчас работаешь над новым материалом. Чего ждать слушателям от нового альбома и чем будет отличаться от предыдущих?
 
Как авторы мы не стоим на месте и развиваемся, и в новых треках будет отражено то, что в духовном и культурном смысле прошло через нас. Мы отыграли большое количество концертов, и в ходе концертной деятельности поневоле пересматривается подход к материалу. Я ничего не имею против десятиминутных думовых композиций, но в новом альбоме такая будет, наверное, одна. Потому что на концерте происходит выплеск адреналина, а три адреналиновые и темповые минуты – это интереснее, чем десять минут мусолить один и тот же рифф. Кстати, когда мы перестали играть doom, многим нашим слушателям это не понравилось. Но я считаю, что пока есть группа BOMG, в Украине вообще не нужны другие doom-группы, хах!  
Что касается нового альбома, то треть его уже записана. Весной будет сингл, а к осени должен быть сам релиз. Но гигантского секрета мы из этого не делаем. На Западе, где даже метал-индустрия и стоунер-индустрия все равно являются индустрией в первую очередь, есть негласное правило – не играть новый материал до выхода альбома. У нас такой фишки нет. Когда у нас появляется песня и нам самим она нравится, мы решаем ее сыграть – может она понравится кому-то еще.  С момента выхода «Seven Thunders Roar»  мы почти на каждом концерте играем вот эти готовые 3-4 новые песни. А сегодня, на Winter Mass, сет-лист будет состоять преимущественно из них, из того, чего нет еще в записи. Это проверка боем. 
 
Своего рода обкатка…
 
Да, если композиция не будет находить отклика в людях, то нет смысла ее записывать. Как минимум, ее надо будет дорабатывать.
 
Как ты относишься к идее сделать сплит с кем-то из украинских или зарубежных коллег?
 
Осенью у нас был сплит с Date Rape, история которого уходит своими корнями.... В общем, в сентябре 2011 мы играли с ними в Одессе, а потом некоторые из них поехали с нами дальше в Крым. И в ходе этих совместных гастролей возникла идея замутить кросс-кавер сплит. Мы сделали кавер на «Клиническую поэму», а они перепели «Drunk and Horny» со скримингом и бластбитами, плюс там откуда-то взялся еще третий куплет!
 
Вероятно, сочинился по ходу. 
 
Да, написали - и слава Богу, я не против! Для Stoned Jesus это уникальный момент, потому что мы там поем все вместе, вернее, я пою, а ребята кричат. И текст на русском языке. Мы записали этот кавер еще с нашим бывшим барабанщиком, Вадимом, а сами Date Rape  тогда работали над новым альбомом. Буквально за пару недель до выхода их альбома мы выложили сплит в Интернет, а черновицкий лейбл Aorte сделал ограниченный тираж кассет. 
Что касается сплитов в принципе, то я раньше очень горел идеями сплитов, и вообще считал, чем больше релизов, тем лучше. А сейчас понимаю, что хорошо, когда  в любом релизе есть определенная идея. Как в этом сплите – мы сыграли песню Date Rape, они сыграли нашу песню. Плюс у сплита должно быть какое-то интересное оформление, концепт, который заставит обратить на него внимание. Мне нравится идея сделать сплит с туровой группой. Например,  две группы едут в тур и во время тура продают винил с эксклюзивными треками. Ты приходишь послушать обе группы, видишь пластиночку с песнями, которые больше нигде не достать, покупаешь и чувствуешь себя коллекционером редкостей. Такое вот нас интересует, а заниматься сплитованием только ради оного – неа.
 
Ты занят нескольких в разных проектах, как у тебя получается их совмещать, и не возникает ли ощущения «каши в голове»?
 
Есть такое, но тут каша не в голове, а в расписании. Потому что – позволю себе каламбур со словом «хробак» – я унылый офисный червь, у меня есть постоянная работа. Играть в двух группах и заниматься проектами вроде Void’ы – это занимает много времени и ответственности. Для меня нет приоритетной группы, а есть период времени, в который я уделяю больше внимания какой-то из групп, а затем переключаюсь на другого «любимого ребеночка». Например, Krobak я в январе свозил в европейский тур – показал ему Варшаву, Гдыню, Берлин, Прагу. Теперь время заняться Stoned Jesus и сосредоточиться на записи альбома, хотя параллельно мы будем играть с Krobak’ом в Киеве, а затем поедем на первый выездной концерт в Москву. 
Что касается творческого подхода, то я решил дать себе повод расслабиться. Сейчас в Krobak идет работа над новым материалом, я призываю всех что-то приносить и привносить. В Stoned Jesus остается такая «авторитарная демократия» – я приношу почти готовый трек, показываю ребятам, а они уже указывают на проблемные места. Получается, что автор я, но ребята – редакторская контора. Как оказалось, прислушиваться к мнению окружающих иногда полезно, хаха! 
Поэтому я решил дать полную волю ребятам в Krobak. На репетиции мы разбирали один новый трек, почти полностью написанный нашим скрипачом Марком. В настроенческом плане он оказался близок смурной хробацкой атмосфере, но в мелодическом плане я бы такого не сочинил, потому что Марко любит Radiohead, Muse, Джона Фрушанте. Я в принципе равнодушен к Radiohead, недолюбливаю Muse и не совсем понимаю Джона Фрушанте. А Марко эти вибрации привнес, и мне крайне интересно это играть. Я впервые чувствую себя участником группы, где не я за все ответственный. 
Ну и Voida – это самый личный проект. Для него я пишу 3-4 песни в год, альбом полноценный пока единственный, за 2011й год, недавно сделал уже второй тираж оного на СД. Надеюсь, что в следующем году (так как этот год будет посвящен Stoned Jesus) выйдет второй полноформатный альбом Voida. У меня уже накопилось много материала, как и в случае с летним EP, я буду все записывать сам – бас, барабаны, клавиши, эти песни не ограничатся только акустической гитарой и вокалом. Хотя их можно будет спеть и под акустику любимой девушке в подъезде (чтобы она вас окончательно бросила, ахах). Ну и в будущем думаю привлечь полноценную группу для исполнения этих вещей, отдать этой группе 2-3 полноценных месяца, чтобы поехать в тур или снять клип – в общем, заниматься каким-то промо. Но основная проблема проекта Voida на данный момент – это отсутствие целевой аудитории. 
 
Наверное, потому что в нем затрагиваются только самые личные переживания?
 
Скажем, у Krobak есть ниша – это post-rock. У Stoned Jesus это рамки, которые мы раздвигаем уже второй год, мы вроде как stoner/psychedelic-rock-группа, но то добавим прога, то пост-хардкор вкинем, то у нас там думовый рифф из славного прошлого внезапно врывается. А проблема проекта Voida в том, что это песенный материал, и он на английском языке. Люди, которые теоретически могли бы его слушать, просто не догадываются о его существовании. Сингер-сонграйтерская ниша существует, но в Украине она пока не особо прижилась. Если у нас кто-то такое и слушает, то это очень продвинутые…
 
…хипстеры  
 
Да, продвинутые хипстеры, которые  любят City and Colour, Китона Хенсона, The Tallest Man on Earth, Нила Янга, Боба Дилана. Я был бы рад, если бы у нас такими вещами промышляли 90% хипстеров, как везде, но большинство из них все еще предпочитают треки с треугольниками и перевернутыми крестами в названии, и думают, что dubsteb и witchhouse – это модно. Впрочем, это их проблемы, а не мои. 
 
Сейчас такое время, когда трудно оставаться аполитичным. А stoner – это такой подвид музыки, который далек от политики. Как ты считаешь, stoner должен развиваться в пределах своей ограниченной тематики или он все-таки может расширяться в смысловом плане?
 
Я думаю, что в независимости от музыкальной составляющей, подгонять тексты под жанровую обязаловку – это самое глупое, что может делать группа. У каждой банды можно найти песни, текст которых не соответствует музыкальному наполнению. У Stoned Jesus есть старая вещь – «Drunk and Horny». И по сути это стеб над стоунеровыми клише, вся песня сводится к тому, что «у меня стояк, я укуреный, пойдем со мной». Первое время меня дико забавляло, что нам подпевали на полном серьезе, когда мы исполняли ее на концертах. В принципе, «Drunk and Horny»  – это такой пати-гимн, она смешная. Но ведь есть люди, которые взаправду воспринимают весь этот посыл: пузатые бородатые мужики рассекают пустыню на своих «Импалах»…
 
…и жир стекает 
 
Да, тазы жира – это наше самое нелюбимое клише. Люди, которые занимаются воспеванием таких вещей, просто окунулись на полпяточки в это все. А те, кто зашел по пояс и еще дальше, уже давно поняли, что эти клише – это что-то вроде печати на входе. Ты заходишь, пропускаешь это все через себя и отпускаешь. А дальше уже занимаешься личными вещами, причем иногда глубоко личными. Например, мы не исполняем песню «Stormy Monday», потому что ее текст связан с моими душевными переживаниями, я просто не могу ее играть. «Stormy Monday» часто просят на концертах, мне неловко, я понимаю желание людей услышать любимый трек, но извините, пока не получается. Надеюсь, что со временем смогу ее петь.
Даже если в музыкальном плане принадлежать к какому-то жанру, то лирическое наполнение может быть каким угодно. Что касается протестных настроений, то, мне кажется, в этом плане преуспели все группы, которые высказывают свою личностную позицию – те же Pearl Jam, которые недвусмысленно отзываются о многих вещах, или Rage Against The Machine. И эти группы играли в девяностых и терлись бок-о-бок с теми же Clutch или Kyuss, так что я не думаю, что стоунер должен быть о тачках и кактусах. Если говорить именно о Stoned Jesus, то события, происходящие в Украине, очень сильно повлияли и на нас и это перекликается даже с песнями, которые написаны раньше. В «Rituals of the Sun», которая, по сути, является продолжением «Occult», повествуется о притеснениях язычников и просто людей с альтернативным восприятием религии со стороны церкви. Там есть строчка «Rise up and fight for your kingdom!», и сейчас она нами воспринимается как призыв к действию, а не как слоган из истории об абстрактных оккультистах Средневековья. Или, например, «Here Come the Robots» рассказывает об отупении общества, технократии и превращении людей в машины – актуальность зашкаливает, по-моему. 
Будет еще одна вещь, напрямую связанная со всем, что сейчас происходит. Так получилось, что еще после декабрьских событий я сел и буквально за вечер написал целый куплет. По этому поводу не могу не зацитировать Святослава Вакарчука: «Тот, кто говорит, что творческий человек не должен заниматься политикой, не разбирается ни в творчестве, ни в политике». Словом, если ты не интересуешься политикой, то политика однажды заинтересуется тобой. 
 
Что бы ты хотел сказать читателям?
 
Очень приятно, что у нас есть единомышленники, которые собрались на Winter Mass на сцене – и под сценой в зале. Если говорить о ситуации в Украине, то хочется пожелать всем терпения и спокойствия, и чтобы это всё разрешилось наилучшим образом. А что касается Stoned Jesus, то здесь тоже нужно терпение, но гораздо меньшее, потому что в скором времени будет сингл, будут концерты, будет новый вектор развития группы. Возможно, кому-то будет с нами не по пути, но все же пожелаю шире смотреть на вещи всем. Ведь чем шире кругозор, тем приятнее познавать окружающий мир. 
 
© Bokeh.com.ua
 
Беседовала Екатерина Никитская.
 
Выражаем благодарность за организацию и предоставленные аккредитации:
 
 
 и в отдельности Владу Ляшенко.
 
 

Еще репортажи и интервью

31.01.2014
Brace yourself, winter is coming
Хотя всем уже порядком надоела эта фраза из laquo Игры престолов raquo , я все таки позволю себе употребить ее в качестве заглавия к моему рассказу. А зима, скажу я вам, выдалась нелегкая и в плане погодных, и в плане общественно политических условий. Но украинские группы не только не приостановили свою деятельность, а наоборот активизировались и собрались в киевском клубе...

Фоторепортажи с этого события

Читайте также

21.01.2014
05.12.2013. ACCEPT - Триумфальное возвращение легеднарных тевтонцев на украинскую землю.
Прошлогодний аншлаговый концерт легенды немецкого хеви метал laquo Accept raquo был ярким и громким событием для украинских фэнов, поэтому когда появилась информация о возвращении тевтонцев в этом году у меня возникли некоторые опасения по поводу, смогут ли они вновь собрать столько людей?...
Присоединяйтесь к нам в:
×
Удалить коментарий