NOVA ROCK 13-15.06.2014. – Юбилей с размахом!

NOVA ROCK 13-15.06.2014. – Юбилей с размахом!

13-15 июня 2014 г. мы имели удовольствие отпраздновать 10-летний юбилей одного из самых известных рок-фестивалей Европы – Nova Rock! Фестиваль обосновался на полях Паннонии, возле Никельсдорфа в Австрии. В качестве приглашенных гостей было несколько тысяч посетителей и специальные гости – BLACK SABBATH, IRON MAIDEN, THE OFFSPRING, THE PRODIGY, SLAYER, SOUNDGARDEN, LIMP BIZKIT, SEED, VOLBEAT, AVENGED SEVENFOLD, AMON AMARTH, TRIVIUM, EPICA, DROPKICK MURPHYS, ROB ZOMBIE, MANDO DIAO, STEEL PANTHER, SEPULTURA, PHIL ANSELMO, ANTHRAX, BLACK LABEL SOCIETY, HATEBREED, ARCH ENEMY, SKILLET, BRING ME THE HORIZON, CRAZY TOWN, GHOST и многие другие. Вот это гости, это я понимаю!.. ))))  

Групп было всего 69 плюс один Дэвид Хассенхофф, шоумен и комик, так что выступления происходили на трех сценах одновременно. Практика распространенная, но немножко печально, что приходилось выбирать между одними любимыми и прекрасными и другими такими же… Простые смертные посетители добросовестно тусили, отдыхали, музыканты четко по графику выходили на сцены и радовали людей. Это так, коротко о главном.

Пятница, 13-е. Наша «тур-группа», проживающая во время фестиваля вообще в Венгрии (отели в окрестностях фестиваля были заняты), прибыла на место дислокации около 11.00. Территорию фестиваля можно было приметить еще с трассы километром так за 5 точно – по облаку пыли. Потом, подъезжая ближе, видишь огромную территорию – паркинг для посетителей фестиваля. И огромный палаточный городок чуть дальше по периметру. Эпическая картина, ага. Любезные работники в форменных жилетках не хуже регулировщиков направляли потоки людей и машин в нужных направлениях. Обходишь по полукругу до входа на территорию фестиваля, и уже надышался пыли по самое не хочу – масса людей поднимали пыль с грунтовых дорожек и превращали скошенную траву в выжженную солнцем полупустыню. Для украинца, бывавшего до сего дня только на украинских фестивалях, это все кажется впечатляющим прямо начиная с огромной стоянки и пыльной дороги к ко входу, не говоря уже о том, что внутри.

Территория разделена на несколько частей, собственно зона за пределами «танцпола», где можно было порадоваться ценам пониже, в особенности пиву и освежающим напиткам типа бирмикса по 1 евро за банку, притом отличного качества. Куча людей ожидают часа Х, когда откроется основная территория, поближе к сцене, и развлекаются кто как может. Можно рисунок сделать себе, можно выпить, можно поесть, можно сразу заводить кучу знакомых, фоткаться с особо яркими персонажами и так далее. Выступления начинаются в 14.00. – времени еще достаточно, чтобы приготовиться как следует. И заодно усеять территорию жестянками и коробками.

Насчет последнего никто не парился – при входе на фест посетитель платит 5 евро, получает фишку и большой мусорный пакет. По пути с феста собираешь мусор в пакет, сдаешь его на выходе и получаешь свои 5 евро обратно. Так что посетители часть этого мусора сами и уберут. Неплохая практика, достойная применения и у нас.

Как и другие организационные моменты – пластмассовые стаканы по 1 евро, которые можно просто сдать за это самое евро, а можно купить напиток и заплатить на 1 евро меньше, если принес стаканчик с собой (не-не, вам дадут новый, а старый просто заберут). Или нормальные туалеты – почти как стационарные. Или много точек с разной и непременно вкусной едой, относительно доступной по ценам (если вы европеец, конечно, порция какой-нибудь вкусняшки – от 5 евро). И система ориентиров по территории фестиваля – на второй день уже ходишь как по собственному дому. И два банкомата (правда, маловато для такой кучи народа – в очереди по полчаса-час можно стоять). И развлечения – незамысловатые забавки вроде складывания бочки из дощечек от Jack Daniel’s и аттракционы, карусели и банджо-джампинг для экстремалов. Ну и, конечно, музыка – везде: со сцен, от торговых точек и Jack’s Place. Банк Райффайзен и его Райффайзен Клуб раздавали большие желтые надувные ладони в форме «козы», и «детям» на фестивале было чем играться. Не хочешь – иди купи себе что-нибудь интересное, сфоткайся на фоне машины с Knight Rider (о да, она тоже была на фестивале) или даже набей тату – подобные услуги тоже предоставлялись. Маленький почти-рай для любителей рок-музыки. Вместо ангелов-хранителей – медперсонал и просто работники фестиваля, которые довольно оперативно спасали тех несчастных, коим не посчастливилось перегреться на солнце, перепить или получить травму в слэме.

Полубоги и боги музыкального рок-пантеона отличались старательностью и точностью почти королевской. Выступления начинались вовремя, никаких задержек. Помнится, как-то ARCH ENEMY, хедлайнеры ПроРока 2009, готовились на сцену полтора часа… На Нова Рок они вышли на сцену с задержкой 4 минуты. Это так, для сравнения с украинской организацией.

Одним из ярких впечатлений стала такая себе «галерея», «аллея славы», именуемая Highway to Hell –  огромный переход между Синей и Красной сценами. Это широкая дорога метров 200, огражденная орнаментированными «стенами», голубовато-белыми «бивнями» до 10 м высотой  и 12-метровыми колоннами с портретами Оззи, Тони Айомми, Стива Харриса и других музыкантов, ночью подсвеченные синим и красным светом. Ночью и когда поменьше людей – очень романтичное такое место. Когда же полфестиваля путешествует от одной сцены к другой – как переход народом Израиля Красного моря. Эпично так.

За «галереей» со стороны Красной сцены располагалась третья сцена, поменьше – Red Bull Brandwagen Stage. Тут выступали молодые, но хорошие группы. Часто можно было по дороге от одной до другой большой сцены мимо проходя попасть на группу, которую ты до сегодня и не знал, а увидев, сделал для себя приятное открытие. Лично мне повезло увидеть таким образом HUNTRESS – калифорнийскую группу с двумя альбомами за плечами и просто ошеломительной вокалисткой. От ее вокальных фокусов в стиле баньши мороз по коже продирает!

А еще именно на Red Bull сцене выступали SKILLET – устроили музыкальную феерию и подарили всем присутствующим там море позитива. Правда, в то самое время выступали SLAYER и LIMP BIZKIT… Естественно, кто-то что-то пропустил *печаль*.

Немножко о минусах. Первое – вездесущая пыль до небес. О ней уже говорилось не один раз, и думаю, что понятно, как она достала. Немного спасали краны возле туалетов. Бегай умывайся сколько хочешь. Только все равно зря (особенно если ты только что с выступления OFFSPRING – но такой факт говорит больше в пользу группы). Хотя, с другой стороны, где нормальный цивилизованный европеец может побыть пыльной свиньей и не париться по этому поводу? Правильно, на фестивале. А душ – ну, да к черту душ (как веселился со сцены то ли Декстер Холланд, Offspring, то ли Мэтт Шэдоус, Avenged Sevenfold). Кстати, один разговорчивый австриец возмутился, что организация мягко говоря хромает, потому что душевых кабин и туалетов мало и вообще… Пришлось успокаивать человека, что на Нова Рок все еще далеко не так плохо – он еще у нас не был… Не поверил мужик. Ну ладно.

Минусов вроде больше не вспоминается, одни позитивы. Расслабленные веселые люди (не особо владеющие английским, кстати – возьмите на заметку, что в Австрию, Венгрию, Германию следует ехать не только с английским языком, но и с, как минимум, наше-немецким разговорником). Музыка. Любимые песни. Серьезные или развеселые артисты. Конечно, всех увидеть не удалось, но даже часть принесла много позитивных впечатлений. Конечно, дело не только в профессионализме музыкантов, а и в организации, в работе техперсонала фестиваля и самих групп. Как легко испортить выступление даже самой хорошей группы плохим звуком! К счастью, никому шоу не сорвали, хотя временами звук и был «плавающим», а ближе к сцене случалась нередкая ситуация, когда в «котле» все смешивается, и звук нечеткий. Зато по венцу «котла» всем слышно все отлично… Но музыкантам все равно честное спасибо!

Глэмовые, веселые и циничные, но почему-то такие все же… добрые, что ли, Steel Panther, которые успели даже разнообразить выступление Limp Bizkit, и мощные, как танковая дивизия, Slayer – такие разные, но такие замечательные. Skillet – спасибо за шоу от души! Ваши скрипка и виолончель были невероятны.

Я никогда не слушал The Prodigy. Но самолет у них на заднике, так подсвеченный, что казался взлетающим, и световое шоу, и музыка заставили танцевать. Почти летать.

Epica – дорогие, прекрасные, нежные и мощные, невероятные!! Мы вас любим!

Ghost: смертеподобный Папа (или Папа Смерть?) на вокале, черные вороны с инструментами, красивая мелодичная и жесткая одновременно музыка… Просто очарование смерти.

Trivium – отличная группа поклонников треша, металкора и хэви, смеси прекрасного чистого вокала с скриммингом. Мелодично, тяжело, быстро или помедленнее.

Anthrax порадовали энергетикой и разнообразностью. Ну что скажешь – мастера, профессионалы своего дела! Мастерство не пропьешь, как говорят.

Amon Amarth ждали очень многие и встречали на ура. Ну да, конечно, а вдруг асгардийцы прям на концерт заглянут. Слава Марвел. )) Шучу. Просто вопрос религии – вопрос принципа. Как сказала одна небезызвестная Маша из некоей группы «Аркона», «зачем мне петь о том, во что не верю». Ну вот, интересно так немножко, сколько истинно верующих преемников викингов было на фесте… Но за музыку – спасибо. Группа не даром занимает место в пантеоне мелодик-дез-пауэр-викинг-металла (сори за компиляцию). Сколль!

Arch Enemy – потрясная музыка, о да… Но… Я бы лучше снова ждал полтора часа Ангелу Госсоу, чем быстро увидел Arch Enemy с Алиссой. Нет, она хорошая… Просто несерьезно теперь как-то. Словно ребенку дали в руки маршальский жезл. Как-то так. Уж пусть извиняют меня фаны этой исполнительницы и сами Алисса и Ангела, но это просто мое мнение.

Black Label Society собрали целый байк-клуб на фестивале. И снова продемонстрировали отличную игру. Правда, было «особое мнение»: о, если бы великий Закк Уайлд еще и не пел… Ну, каждому свое ведь.

Dropkick Murphy’s – это такие веселые ирландцы с Бостона. Если хотите почувствовать пульс ирландского национального духа в стиле панк и смежных, вам сюда! Хорошее настроение гарантировано точно.

Huntress – это надо видеть и слышать вживую! А то на словах не передать. Маленькая хрупкая красивая девушка, которая выдает такие звуки – от классического хард-н-хэви до поистине демонических воплей баньши, при этом обладая выразительной мимикой и бледно-голубыми, почти белыми линзами… Зрелище не для слабонервных – в хорошем смысле. Шерсть вдоль всего хребта встает по-честному!

Hatebreed – боевые парни. То что надо, чтобы послэмиться, сбросить нервное напряжение и просто расслабиться, как ни странно. Четко, жестко, в меру агрессивно, но как-то при том сердечно. Убейте, не знаю, как они это делают.

The Offspring – это чистый праздник жизни! Это самое пыльное выступление фестиваля, по моим наблюдениям – потому как пыль поднимали реально много народу и очень активно. Пританцовывали и подпевали даже ленивые, наверное. Особенно с середины концерта расходились, когда 100% хиты пошли. Море позитива! Океан! Сенк ю вери мач!!! Ви лав юууу!!!

Avenged Sevenfold для меня были незнакомой группой. Ну и зря. Потому что группа хороша как в музыкальном плане, так и в умении держаться на сцене и общаться со зрителем. Душевные парни. И файр-шоу привезли. С учетом количества огня на сцене временами казалось, что «Отомщенные всемеро» решили приготовиться на гриле. Но все-таки больше всего запомнилась именно их душевность. Как-то так.

Ну и, наконец, то, что стало как аль-хадж для металлистов. Хоть раз в жизни ты это должен увидеть. Это Black Sabbath и Iron Maiden – крестные отцы и символы хэви-метал. Именно они были главными гостями фестиваля.

Для украинского «митолюги» перспектив увидеть эти группы дома нет, наверное, никаких. Поэтому надо ехать, как мусульманским паломникам на хадж, хоть с края света.

Iron Maiden праздновали завершение своего тура, были веселы, жизнерадостны, показали много семейных фотографий на заднике сцены (те, которые с Эдди, конечно же!), Брюс гонял по сцене, размахивал флагом, сменял сценические костюмы несколько раз и постоянно называл Австрию Австралией. Ну да это ерунда. Может, показалось… раз десять-пятнадцать. Бывает. Но все же выступление Iron Maiden – это классика, яркая, настоящая, легенда наяву. И любимые песни Мэйден, и трепетно прекрасное хоровое «Оооооооо!» в «Fear of the Dark» (обожаю ее!), и самый натуральный Зверь (правда, какой-то печальный, как по мне), слушающий на сцене «The Number of the Beast» в позе лотоса, и появление Эдди на сцене в древней военной форме, пытающегося достать тростью музыкантов, и статуи Эдди в разных вариациях, в том числе с обложки «Seventh Son of the Seventh Son» - с шевелящимся нечто в костлявой руке… Ну что сказать? Только так: UP THE IRONS!!!

Если Iron Maiden хотя бы помоложе, то крестные… Каждое шоу – как последнее. Уже немало легенд ушло из рядов живых, но Оззи держится. Феномен, да… Но это странное чувство – когда начинается шоу, а ты думаешь: «Ффуух, успел!..» Может, не надо об этом говорить вслух? Может, и нет. Неэтично? Просто печально. И страшно. Потому что… неизбежно. Ожидание – хуже. Но не будем о печальном.

Лучше радоваться. Легко радоваться отличному звуку. Легко радоваться виртуозной игре музыкантов (о, этот интеллигентный Тони Айомми!). Легко радоваться и приятно удивляться тому, что все, что звучит со сцены, ты почти неосознанно напеваешь-наигрываешь себе под нос. Оно сидит там все, в голове, даже если ты включал Black Sabbath сто лет назад, оно ни-ку-да не делось – все с тобой. Как родное. Это удивительно.

Оззи Осборн – человек, который сам о себе говорит, что давно должен был умереть. И смеется при этом. Живая легенда, символ. Ну и просто няшка по совместительству. Смотришь старые записи Black Sabbath, смотришь на этого милого дядьку со странной походкой и так далее на сцене и думаешь: ну, и где Зло? Да это ж как… большой такой плюшевый мишка! И снова думаешь об истории рок-музыки и отношении к ней в мире. Сегодня ты сам стал частью большой истории. Может, для кого-то это ничего не говорит – фраза «Я был на концерте Black Sabbath! С Оззи!». Но «for those who’s about to rock» - эти люди поймут. Да, пел Оззи так себе. Распелся только к середине концерта. И вообще… Некоторые вот считают, что ему пора на пенсию, вот и все. Ну, может, и так. Но только тогда, когда на концерт с Оззи на вокале никто не придет. Дедов на пенсию с работы «дед» не отправляют. Он нам нужен – такой хэви-метал дедуля.

Текст: Olenko Khelgi Yoshy

Фото: Инна Голодняк (больше фото - здесь)

Фоторепортажи с этого события

Читайте также

Присоединяйтесь к нам в:
×
Удалить коментарий